Сайт Ивановой Светланы Анасовны


Перейти к содержанию

Урок

Тема: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане…"

Цели:
" углубить знания учащихся по творчеству А.С.Пушкина;
" познакомить с творчеством И.Я.Билибина,- художника- иллюстратора;
" развитие речи учащихся, совершенствование навыков выразительного чтения;
" обучение умению простейшими средствами передавать основные события сказки;
" развитие умения сопереживать героям литературного произведения; наблюдательности и внимания, логического мышления, пробуждение интереса и любви детей к творчеству художников и писателей.

Методические приемы: рассказ учителя, словарная работа, творческие задания, выразительное чтение отрывков, словесное рисование, характеристики героев, сопоставительный анализ, работа с репродукциями и иллюстрациями, наброски рисунков в карандаше.

Оборудование урока:
" иллюстрации И.Я.Билибина к "Сказке о царе Салтане" А.С.Пушкина;
" иллюстрации В.М.Васнецова;
" образец педагогического рисунка "Сказка о царе Салтане" (карандаш);
" портреты И.Я.Билибина, В.Васнецова, А.С.Пушкина;
" выставка книг;
" музыка из оперы Н.А.Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" ("Белка", "Богатыри", "Царевна - лебедь").
" видеопроектор, экран.


Ход урока.

I. Организация класса к уроку.

1)Приветствие детей.

Учитель:
Долгожданный звонок
Начинается урок
Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке?
Карандаши, альбомы и стиралки?

Ученики:
Мы хороший дружный класс
И в порядке всё у нас.

Учитель:
Ребята! У нас сегодня много гостей, давайте улыбнёмся и поприветствуем их.

II.Формирование новых знаний.

1). Слово учителя:
У нас урок необычный. Такие уроки мы уже проводили. Они называются интегрированные, т.е. на одном уроке совместим 2 предмета. Сегодня у нас урок литературы и изобразительного искусства.
Ребята, у нас ещё один гость. Это Незнайка. Он пришёл, чтобы узнать для себя много интересного и полезного. А мы должны ему помочь.



2) Беседа-диалог:

Учитель:
Ребята, посмотрите на экран (на экране портрет А.С.Пушкина).

Учитель:
1) Чей портрет здесь изображен?
2) Что вы о нём знаете?
3) С какими сказками вы уже знакомы?

Учитель:
Перейдем к следующему портрету
(на экране портрет И.Я.Билибина).
1) Кто изображен на экране?
2) А что вы о нём знаете? ( ответы детей).

Учитель:
Правильно. Это художник И.Я.Билибин. Он нарисовал иллюстрации ко многим сказкам.
А сейчас проведем викторину "Знаете ли вы сказки?".

(На экране появляются иллюстрации Билибина к разным сказкам, а ребята отгадывают названия сказок и их героев).

Учитель:
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, много знаете о Пушкине. А вот о жизни и творчестве И.Я.Билибина знают немногие. О нём сейчас вам расскажет…(ученица, которая заранее подготовилась, рассказывает об И.Я.Билибине).

3) Выступление ученицы (заранее подготовленная)

Ученица:
Когда мы были совсем маленькими и ещё не умели читать, мы брали в руки книги и рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характер героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации открывали волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали дух картинки с превращениями, погонями и долгожданным счастливым концом. Только в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру - самолёту, к сапогам - скороходам, скатерти - самобранке, к волшебной палочке. Как это было здорово - попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из ее героев!
Сейчас мы уже умеем читать, и знаем, что иллюстрации к сказкам рисуют художники. Сегодня я хочу вам рассказать о замечательном художнике Иване Яковлевиче Билибине.
Иван Билибин - русский художник, родился в селе Тарховка в семье военного врача. Он хотел стать юристом, но уже в 25 лет он стал известным художником. А известность ему принесли иллюстрации к сказкам "Царевна - лягушка", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна" и др.
Иван Билибин много ездил по стране, изучая русские народное искусство.
Русской сказочной теме художник посвятил своё творчество. В 1905 году была издана "Сказка о царе Салтане" А.С.Пушкина, иллюстрированная И.Я.Билибином

4) Продолжение беседы-диалога.

Учитель:
- Кого ещё из художников вы знаете, кто рисовал иллюстрации к сказкам?
(На экране появляется портрет В.М.Васнецова и иллюстрации к сказкам. )
Ребята отгадывают героев и название сказок.

5) Словарная работа.

Учитель:
- А теперь проведём словарную работу. Заглянем в словарь С.И.Ожегова и найдём лексическое значение слова "иллюстрация"
(на экране)

Иллюстрация - рисунок, иллюстрирующий текст.
Иллюстрация - рисунок к литературному произведению.

6) Слово учителя.

(На экране вновь появляется портрет И.Я.Билибина.)

Учитель:
- Ребята, как вы думаете, почему мы вновь обращаемся к творчеству И.Я.Билибина?

Дети:
- И.А.С.Пушкин и И.Я.Билибин очень тесно связаны, так как Иван Яковлевич проиллюстрировал "Сказку о царе Салтане…"

Учитель:
- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами рассмотрим иллюстрации к "Сказке о царе Салтане…", выполненные крупным мастером графического искусства И.Я.Билибиным.
В 1905 году была издана "Сказка о царе Салтане…"А.С.Пушкина, иллюстрированная И.Я.Билибиным.
Рассмотрим обложку книги.
(На экране обложка книги)
- Обложка книги украшена сложным орнаментом, напоминающим узор нарядной старинной парчи, декоративные украшения страниц, сочиненные художником, связаны с содержанием сказки. Иллюстрации к сказке гармонично сочетаются с текстом, написанным красивым стилизованным шрифтом. Всё это представляет собой единое художественное целое.

Учитель:
- А теперь заглянем внутрь книги.
(на экране поочередно появляются иллюстрации, а ученики поочередно выразительно читают к ним отрывки из сказки).

7) Развитие речи учащихся. Выразительное чтение отрывков наизусть.

Иллюстрации:
1. "Во всё время разговора, он стоял позадь забора…"
2. "Бочка по морю плывет".
3. "Мать и сын теперь на воле"
4. "И далекая страна вот уже издали видна"
5. "Царь Салтан сидит в палате"
6. "33 богатыря"
7. "Не женат лишь я хожу…"

8) Слово учителя.

- В иллюстрациях к "Сказкам о царе Салтане" И.Я.Билибин стремился передать очарование старины. С поразительным мастерством и большим знанием изображал он старинные костюмы и утварь. Однако он не просто воссоздавал их подлинный облик, а изобретательно, талантливо фантазировал, что и позволило ему передать особую, праздничную атмосферу сказки.

9) Физминутка.
10) В гостях Карандаш.

Учитель:
- Ребята, сегодня в гости пришел Карандаш и хочет помочь нам нарисовать рисунок к "Сказке о царе Салтане…"
Давайте прочитаем его советы, прежде чем мы начнем рисовать.

( на экране советы Карандаша)

1) Не забыл ли ты, дружок,
Принести всё на урок.

2) А сейчас листок бери
Правильно его клади.

3) Учителя слушай внимательно,
Чтоб получилось всё правильно.

4) На меня не нажимай
Острый носик не ломай.



III Формирование практических навыков.

Учитель:
- Я покажу вам, как выполнить рисунок к следующим словам из сказки.

Ель растет перед дворцом,
А под ним хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…

Затем прослушивается отрывок из оперы Н.А.Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане…" "Белка".

Я решила нарисовать белочку в хрустальном домике. Теперь надо выбрать формат в зависимости от моего замысла. Располагаю лист по вертикали.

(на экране появляется педагогический рисунок, показывается поэтапно выполнение рисунка).

Учитель комментирует и помогает учащимся, которые с трудом справляются с заданием.

1) Определяю композиционное решение эскиза иллюстрации. Намечаю линию пола ниже середины листа. Определяю размеры и форму домика.
2) Уточняю строение домика. Намечаю размер и тут же определяю пропорции белочки. Голова белочки похожа на круг, туловище на фасолину, хвост - тоже фасолина, но повёрнутая в другую сторону.
3) Дополняю домик декоративными элементами. Прорисовываю лапки и орешек, мордочку белки.
4) Украшаю домик дополнительными элементами, рисую рядом кучку изумрудов и золотых скорлупок. Рисунок закончен

Самостоятельная работа учащихся.
Задание.
Выполните самостоятельно рисунок любого из понравившегося вам эпизода. Постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.
Помните: чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.
Обратите внимание на то, как лучше расположить лист - по вертикали или по горизонтали.

IVВыставка работ учащихся.

Учитель:
- А сейчас ребята продемонстрируют лучшие работы. Эти работы отличаются оригинальным сюжетом. У…(фамилия, имя ученика) грамотно выстроена композиция - главные герои выполнены в центре и крупно. У…(фамилия, имя ученика) тоже интересное в сюжете, подчеркнуто композиционным расположением. У… удачное композиционное расположение главных персонажей сказки, они размещены в центре его работы.
А…(фамилия, имя ученицы) смогла интересно передать образную характеристику персонажей и сказочность, необычность сюжета.

V Обобщение изученного материала.

1. Как называются рисунки в книгах?
2. Кто рисует иллюстрации в книгах?
3. Для чего нужны книжные иллюстрации?
4. Можно ли одного и того же героя изображать по - разному?
5. Какими средствами можно выделить главного героя в иллюстрации?
6. С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?
7. Кто запомнил отличительные особенности иллюстрации?
8. Чем отличаются иллюстрации И.Я.Билибина?

VI. Итог урока. Оценки учащимся.

Учитель:
-Спасибо вам, ребята, за урок. Работать с вами было очень приятно.



Назад к содержанию | Назад к главному меню
Сайт управляется системой uCoz