Сайт Ивановой Светланы Анасовны


Перейти к содержанию

Урок

Урок-игра в 6 классе


Тема: Доброе утро, имя прилагательное!


Цель:повторить и обобщить знания учащихся по разделу "Имя прилагательное",
обогатить речь учащихся прилагательными, проверить усвоение навыков определения, образования и правописания прилагательных, развитие речи, воспитание интереса к предмету.
Оборудование:Рисунки, карточки с заданиями, таблица, задания в бочонках (коробочки из-под Киндер-сюрприза), самодельные книжки.
Методические приемы: Игра, беседа, элементы дискуссии, работа по карточкам, работа с материалами учебника, работа по таблице.
Ход урока.
I. Сообщение учителем темы и цели урока.
II. Формирование умений и навыков.
1. Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами проведем необычный урок повторения. Урок будет проходить в форме игры. Ребята, вы ведь любите играть? Так вот. Сейчас я превращусь в сказочную принцессу Имя прилагательное, а вы все будете моими гостями. Поэтому вы мне должны сказать : "Доброе утро, Имя прилагательное!"
Дети: Доброе утро, Имя прилагательное!
Имя. Прил. Ах, какие вежливые, внимательные дети. Проходите, садитесь.
Я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте разгадать:
Угадайте, кто это?
Есть один седой старик.
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В кактус, в зонтик, в сигареты.
В тапочки, в слона, в конфеты-
Словом в разные предметы.
Дети. Это дедушка Имя существительное.
Имя прил. Да.., ребята, это Имя существительное. Мой папа. А вот его портрет.
Смотрите, какой он добрый и хороший. Сегодня он к нам придет в гости.
(Раздается стук в дверь. Учительница открывает дверь, а там стоит девочка)
Девочка. Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, здесь живет Имя прилагательное?
Имя прил. Конечно здесь. Проходи. Это я. У тебя ко мне дело?
Девочка. Я вам принесла письмо от вашего папы. Он очень просил помочь ему.

Имя прил. Ребята! Мой папа очень любит сюрпризы. Он, наверное, прислал нам необычное задание. Давайте посмотрим.
(Учительница вытаскивает из конверта рисунки и читает письмо)
Имя прил. Ребята, папа прислал нам рисунки и просит помочь нас их раскрасить. Давайте их вместе покрасим. Представьте, что у вас вместо ручек кисточки. Я показываю вам рисунок, а вы должны подобрать как можно больше прилагательных. Чем
больше прилагательных, тем ярче и красивее рисунок.
(На рисунке нарисовано дерево, кошка, гриб)

Дерево Кошка Гриб
(какое?) (какая?) (какой?)
большое усатая яркий
зеленое полосатая красный
высокое пушистая ядовитый
ветвистое мягкая большой

( После того, как ребята подберут имена прилагательные, учительница просит перевернуть рисунки обратной стороной. Рисунки там яркие, красочные)
Имя прил. Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне раскрасить эти рисунки. Смотрите,
какие стали предметы необыкновенные, а произошло это потому, что у них
появились признаки. А сейчас давайте выделим в словах окончания.
Объясните, пожалуйста, почему в словах разные окончания?
(Ответы учащихся)
Имя прил. Конечно же, дети, правильно. Ведь прилагательное всегда связано с су-
ществительным. Нигде я, Прилагательное, без папочки Существительного
появиться не могу. Если не будет рядом предмета, мне просто нечего будет
раскрашивать. Меня и зовут ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, потому что я прилагаюсь
к Существительному. Мы вообще с папочкой очень похожи, точнее, я ста-
раюсь его во всем слушаться. Вот превратиться он в предмет мужского рода
приходиться и мне менять окончание, чтобы стать тоже мужского рода.Один раз я попыталась его не послушаться и знаете, что из этого получилось.
Вот письмо, которое я от него получила.
( На доске вывешивается письмо)

Милый дочка! Пишу тебе письмо. Я вчера купил тебе новый платье, хороший
книга и медная браслет.

Имя прил. Ребята, помогите мне исправить в этом письме ошибки и скажите,
как изменяются имена прилагательные?
(Ребята исправляют ошибки, переписывают в тетрадь и отвечают на вопрос)
Имя прил. А теперь, мои дорогие, давайте поработаем по карточкам.
(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями)
Карточки:
Золот…. дождь, золот….антилопа, золот…кольцо, боль…пальма, боль…
кинжал, больш…гнездо, смешн……существо, смешн….щенок, смешн..
обезьянка, печн…заслонка, ножн…..управление, дурн…сон, чуж….собака,
молод…..деревцо, ворон….конь, умн…дети, интересн..книги.
(Коллективная проверка выполненного задания)
Имя прил. Ребята, в гостях принято дарить подарки. Я сейчас подарю вам книжки-
малышки и мы поиграем в прятки. Я превращусь в слова-прилагательные
и спрячусь в вашей сказке, а вы меня найдете в толпе других слов. Сначала
ищите моего папочку, Имя существительное, а потом его признаки - имена
прилагательные. Увидели - и сразу выписывайте в тетрадь. А чтобы я
видела, что вы меня не перепутали с существительным, вы меня, прилага-
тельное, подчеркните волнистой линией. Ну, начали! Раз, Два, Три! Я спря-
талась, ищите меня в сказке !


( Учитель раздает всем ученикам красочно оформленные книжки-малышки)

Маруся.

В небольшом лесу, недалеко от Москвы, на светлой солнечной поляне растет могучий дуб. Заботливые мамы приводят сюда своих детей. Непослушные дети даже пытаются залезть на старый дуб, но никто из них не знает, что в огромном дупле живет симпатичная русалка Маруся с длинными волосами и рыбьим хвостом. Умные мамы и серьезные папы думают , что русалки живут только в синих морях и глубоких реках , но нет! Бывают и лесные русалки! Маруся добрая: она никого не заманивает в темную чащу, а следит за тем, чтобы слишком шустрые дети никогда в лесу не терялись.
( Ребята выполняют задание в тетрадях, а один ученик у доски.)

Имя прил. Вот, молодцы! Какие хитренькие дети, какие умненькие дети.
Везде то вы меня нашли. За это приз. Большой торт.

( На доске вывешивается рисунок, на котором изображен торт, а детям раздаются
карточки )
Имя прил. Ребята, на карточках вы видите, сколько признаков- прилагательных за-
писано на карточках. А какие из них относится к торту, а какие нет ?
Смотрите, не ошибитесь, а то торт разом станет несъедобным.
Торт ( какой?) сладкий, сахарный, сдобный, кислый, синий, пышный,
горький, красивый, резиновый, бисквитный, смешной, свежий, глупый,
восхитительный, прекрасный, вкусный , пресный, шоколадный,
зеркальный, круглый, полосатый, высокий, чудесный.

(Ученики выполняют задание, затем взаимопроверка в парах.)

Имя прил. А теперь перейдем к следующему заданию. Я сейчас прочитаю вам
стихотворение о том, как Кеша помогал прилагательным.


Мой знакомый старый дед
Знатный был языковед.
Самых разных слов немало
Дед в коробочках хранил.
Прилагательных - навалом!
Очень их старик любил.


Раз коробочки упали
Мы ужасно растерялись
Потому что увидали,
Как слова перемешались!


В прилагательные влез я
Одно слово пробурчало:
"Отнеси меня на место,
Раньше я не здесь лежало".

И рыдают, бьют на жалость!
Что мне делать оставалось?
Я коробочки поднял,
Как умел слова собрал.

Просто выбился из сил,
Их на место относил.


Имя прил. Раздает шкатулочки.
Задание: Разложите правильно имена прилагательные


Качественные Относительные Притяжательные

Заячий хвост, золотые, деревянный, вкусный, лисий, серый, большой, рыбачья, папин,
весенний, бабушкины, сегодняшний, старый, солнечный, северный.


Имя прил. Ребята, если вы правильно разложили имена прилагательные, то
в каждой шкатулке должно быть по 5 слов.

Имя прил. А сейчас, мои маленькие друзья, мы поиграем в лото. Я раздам вам
бочонки ( коробочки из-под Киндер -сюрприза). В каждом бочонке по
одному вопросу. Вы должны быстро ответить на эти вопросы.

(Вопросы теоретические по пройденному материалу. Каждый ученик берет бочонок, открывает, достает вопрос, отвечает, а учитель отмечает в карточке.)

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что такое имя прилагательное?
2.Как образуются имена прилагательные?
3.Какие прилагательные образуются при помощи суффиксов - оньк ,- еньк- ? Какое значение они приобретают?
4.Расскажите о правописании НЕ с именами прилагательными?
5.Как образуются сложные имена прилагательные?
6.Когда сложные имена прилагательные пишутся через дефис, а когда слитно?
7.Какие имена прилагательные имеют степень сравнения?
8.Как образуются сравнительная и превосходная степень прилагательных?


Имя прил. А сейчас, ребята, проведем последний конкурс. Вы знаете, что бывают
случаи, когда прилагательные начинают употребляться без имени су-
ществительного, становятся более самостоятельными, начинают отвечать
на вопрос что? или кто? и, таким образом,превращаться в существитель-
ные.
Задание такое. Запишите предложения и разберите по членам.

1. Учительская конференция проходила в городе Казани.
2. В учительской было шумно.
3. Столовая была закрыта.
4.Моя бабушка родилась в военные годы.
5.Столовый сервиз стоял в шкафу.
6. Военный подходил к дому.
Проверка выполненных работ.

Имя прил. Молодцы, ребята. Со всеми заданиями вы справились, да и урок наш
подошел к концу. Вы приняли самое активное участие и заслужили
хорошие оценки. Спасибо вам всем. Надеюсь , что урок вам понравился


Использованная литература :

1. Методическое пособие для 6 класса под редакцией Г.А. Богдановой
2. Веселые учебники. Автор Татьяна Рик.
3. Книга " Русское слово" Э.А. Бейкман, Б.Ф.Инфантьев, Е.К. Францман
4. Русская речь Ф


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Сайт управляется системой uCoz