Тема: Интересные люди вокруг нас
Цель: дать учащимся понятие об интервью, ознакомить с составными частями и навыками составления интервью, формировать умения и навыки общаться на основе полученных знаний, развитие творческих способностей учащихся, формирование в учащихся культуры общения, умения видеть в людях хорошее, доброе.
Тип урока : изучение нового материала.
Вид урока: развитие речи.
Форма: урок-интервью.
Оборудование: выставка картин, карточки, плакат .
ХОД УРОКА.
I. Приветствие. Постановка цели. Запись темы урока.
-Здравствуйте, я рада вас видеть, видеть ваши пытливые глаза, ваши дружеские улыбки! Сегодня у нас на уроке гости. Давайте с ними поздороваемся. А познакомлю я вас с ними попозже. А сейчас перейдем к теме нашего урока.
II.Формирование новых знаний и понятий
1.Вступительное слово учителя.
Мы живем в огромном мире, и нас окружает очень много интересных людей. Одни привлекают наше внимание своими делами, другие внешностью, третьи поступками . Об интересных людях мы узнаем из газет и журналов и очень часто не задумываемся о том, что такие люди могут жить рядом снами. Для этого стоит только приглядеться, быть внимательным, интересоваться всем, что нас окружает.
2. Беседа с учащимися.
" Кто знает, что такое интервью?
" Приходилось ли вам когда - нибудь брать интервью?
" Как вы думаете, а у кого можно взять интервью?
3.Словарная работа.
Интервью- предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким -либо лицом .
Интервьюировать - получать интервью от кого-нибудь.
Интервьюер - журналист, получающий интервью.
Собкор- собственный корреспондент, журналист газеты, радио или телевидения, выполняющий специальные задания.
4.Работа по таблице.
Давать интервью - кому? ( существительное в Д.п. )
Получить интервью - от кого? (существительное в Р.п. )
5. Работа по учебнику:
а) Чтение теоретического материала. Стр.60-61.
б) Работа с текстом Упр. 146.
- прочитайте, скажите, чем отличается текст интервью от обычного текста по содержанию и форме.
- что больше напоминает живую беседу: интервью или обычный текст?
в) Выполнение заданий. Стр. 68
III. Знакомство с гостями.
1.Ребята, пришло время познакомить вас с нашими гостями. Одного из них вы очень хорошо знаете. Это учитель нашей школы Ахметзянов Музагит Загитович. Это поэт и писатель, который написал для вас много замечательных стихов. Недавно увидела свет третья книга Музагита Загитовича. Эту книгу мы очень ждали, потому что в его стихах он изображает нас, нашу жизнь, в них отражаются наши проблемы. И вообще ,стихи его веселые и добрые. Давайте предоставим ему слово.
2.Гость приглашается к столу и заранее подготовленная ученица или ученик наглядно показывает, как нужно правильно брать интервью.
- Музагит Загитович, когда Вы написали свое первое стихотворение и что Вас к этому побудило?
- Свое первое стихотворение я написал , когда учился в 6 классе. Оно было про осень. Гуляя в лесу, увидев эту красоту, я не мог не запечатлеть это чувство.
- Вы кому-нибудь показали свое стихотворение?
- Конечно, я показал его своей учительнице. Ведь это именно она научила меня любить поэзию, любить свою Родину и свой народ.
-В детстве Ваши стихи где-нибудь публиковались?
- Мое первое стихотворение было опубликовано в газете " Яшь ленинче" Для
меня это было полной неожиданностью. Я послал в газету, но не надеялся,
что его напечатают.
- В каком году вышла в свет Ваша книга и как она называлась?
-Моя первая книга была издана в 1995 году, называется "Мин сонарга яратам"
- Ваши стихотворения очень яркие, жизненные, читать их просто одно удо-
вольствие. Откуда Вы берете образы?
- Прежде всего, я учитель. Меня каждый день окружают дети : озорные, не-
поседливые, смешные. Ну как про них не напишешь!
-Музагит Загитович! Вы каждое свое стихотворение пишете сидя за столом,
обдумывая каждое слово, или строчки приходят внезапно?
- Конечно же нет. Озарение может прийти даже ночью, это происходит вне-
запно, вот тогда хватаешься за лист бумаги или ручку. А уж только потом
все это дорабатывается.
- Музагит Загитович, кроме этого любимого занятия, чем еще Вы увлекаетесь?
- Люблю бывать на природе, фотографировать, снимать на видеокамеру,
люблю играть на разных музыкальных инструментах.
- Что больше всего Вы цените в людях?
- Честность и порядочность.
- Что бы Вы хотели пожелать ученикам нашего класса?
-Будьте добрыми, любите свою Родину. В каждом ребенке есть талант, поэтому
развивайте его, добивайтесь поставленной цели. Будьте счастливы!
- Спасибо, Музагит Загитович. Мы Вам тоже желаем здоровья, счастья и успехов
в Вашем нелегком труде.
3.Слово учителя:
- Да, ребята, среди нас очень много талантливых людей. Это яркие личности, на ко-
торых хочется походить, брать с них пример, быть хотя бы чуть-чуть на них похо-
жими. Но нельзя забывать, что среди нас живут люди тихие, скромные, незаметные,
но духовно богатые и умеющие творить чудеса. Я сегодня на урок пригласила
простую женщину, мать четверых детей, которая умеет творить чудеса. У нее
поистине золотые руки. Давайте сейчас посмотрим выставку работ .Эти чудеса
созданы руками этой женщины.
III. Знакомство с выставкой работ.
IV. Выступление второго интервьюера . Гостья приглашается к столу.
" Приблизительные вопросы для интервью.
-Скажите, пожалуйста, откуда эта любовь к рисованию?
-Как относились родители к вашему увлечению?
-Что Вы любите рисовать больше всего?
-Сохранился ли Ваш первый "шедевр" и что было на этом рисунке?
-У Вас такая большая семья, много забот. Как Вы находите время для
создания такой красоты?
-На ваших картинах много пейзажей, портретов. А какой жанр живописи
вам все-таки ближе?
-А что Вы делаете со своими картинами? Если кто-то захочет их купить,
Вам жалко с ними расставаться?
-Спасибо Вам большое за то, что Вы согласились прийти к нам на урок
и познакомить со своими картинами. Всего доброго!
V.Обобщение:
Учитель. Вот и подошел наш урок к концу. Я хочу поблагодарить наших
гостей за их интересное и содержательное интервью и сказать
большое спасибо нашей творческой группе за то, что они
пригласили на урок интересных людей. Я думаю, что все
учащиеся поняли, что такое интервью и смогут выполнить
домашнее задание. Откройте дневники и запишите.
VI.Домашнее задание: Написать сочинение в жанре интервью.
Познакомиться с Памяткой для журналиста. Учебник стр.68-69.
Предварительная работа:
1.Создать в классе творческую группу (2-3 чел.), которая будет искать "интересных
людей"
2. Подготовить 2-х интервьюеров. (учащиеся, которые обладают хорошей дикцией
и голосом.)
3. Составить вопросник для интервью.
4. Творческой группе и интервьюерам ознакомиться с Памяткой для журналиста.
(Учебник "Русский язык для 7 класса тат. школ"
5. Организация выставки работ человека, который будет приглашен на урок.
Использованная литература:
1. Учебник русского языка для 7-го класса тат. школы под ред.
2. Школьный толковый словарь (на каждый стол )
3. Методическое пособие по русскому языку.