В стране чудесных книг
Королева Книга: - Здравствуйте дорогие ребята, учителя, уважаемые гости! Скажите, пожалуйста, вы любите праздники? Конечно, кто же их не любит! Сегодня у нас с вами необычный праздник. Он называется "В стране чудесных книг".
А проведем мы наш праздник в моей гостиной. Ой, извините, я забыла представиться. Я - королева Книга. И я знаю, что вы очень меня любите. Да и как можно меня не любить. Ведь Книга - источник знаний. Кто много читает - тот много знает - так ведь, ребята.
Ребята! Вы что-нибудь слышите? Кажется сюда кто-то идее! Спрячусь-ка я!
Старик Хоттабыч:Ачхи! Приветствую вас, о прекрасные и мудрые отроки, многоуважаемые гости. Я три тысячи лет ждал этого часа и очень счастлив, что попал в это Книжное царство - мудрое государство. Вы, наверное, уже догадались, кто я? Верно, ребята я пришел из книги Лазаря Лагина "Старик Хоттабыч".
Я хочу вам открыть секрет. Вы знаете, что я умею колдовать и если захочу, то здесь появятся все герои, с которыми вы хотели бы встретиться.
Апчхи! О о о , юные мои повелители, я догадался, с кем бы вы хотели встретиться.
(Вырывает из бороды 1 волосинку и читает: "трах ти би дох, ти би дох". Появляется Буратино).
Буратино:
О-о, привет всем!
У отца был мальчик странный-
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына
Шалунишку…
Старик Хоттабыч:О отроки, вы отгадали. Это наш невоспитанный Буратино, который не хотел учиться и продал свою Азбуку, чтобы попасть на представление кукольного театра.
О презренный! О негодный! Ребята никогда не поступайте так, как поступи Буратино!
Буратино: Ребята! Я очень сожалею об этом, ведь Азбука научила меня читать. Я никогда - никогда больше не буду так поступать. Старик Хоттабыч, а вы хоть знаете, из какой я книги пришел к вам на этот праздник?
Старик Хоттабыч:Апчхи! Апчхи! О-о, ребята! Помогите мне, память у меня, старика, совсем плохая стала. Откуда, из какой книги пришел к нам этот деревянный мальчишка?
( Алексей Николаевич Толстой "Золотой ключик, или приключения Буратино")
Королева Книга: Ой Старик Хоттабыч! Стыдно! Стыдно тебе старику не знать, что это книга А.Н.Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино" Вот она. Кто хочет ее почитать, приходите в библиотеку. А чтобы вам стало еще интереснее, посмотрите отрывок. Уважаемый Старик Хоттабыч, помогите ребятам.
Старик Хоттабыч: Слушаюсь, моя прекрасная госпожа! Ахалай, махалай, бим салябим!
Сценка
(первая инсценировка)
На сцену выходит Карабас, громко сопит.
Карабас: Аап…аап…аап…аап-чхи!
Пьеро (Буратино): Попробуй с ним заговорить между чиханьем.
Карабас: Аап-чхи! Аап-чхи!
Буратино: Бедный я, несчастный, никому-то меня не жалко!
Карабас: Перестань реветь! Ты мне мешаешь…Аап-чхи!
Буратино: Будьте здоровы, синьор.
Карабас: Спасибо…А что - родители у тебя живы? Аап -чхи!
Буратино: У меня никогда, никогда не было мамы, синьор. Ах, я несчастный!
Карабас: Перестань визжать, говорю тебе!...Аап-чхи! А что - отец у тебя жив?
Буратино: Мой бедный отец еще жив, синьор.
Карабас: Воображаю, какого будет узнать твоему отцу, что я на тебе изжарил кролика и двух цыплят…Аап-чхи!
Буратино: Мой бедный отец все равно скоро умрет от голода и холода. Я его единственная опора в старости. Пожалейте, отпустите меня, синьор.
Карабас: Десять тысяч чертей! Ни о какой жалости не может быть и речи. Кролик и цыплята должны быть зажарены. Полезай в очаг.
Буратино: Синьор, я не могу этого сделать.
Карабас: Почему?
Буратино: Синьор, я уже пробовал однажды сунуть нос в очаг и только проткнул дырку.
Карабас: Что за вздор! Как ты мог носом проткнуть в очаге дырку.
Буратино: Потому, синьор, что очаг и котелок над огнем были нарисованы на куске старого холста.
Карабас: Аап-чхи! Где ты видел очаг, и огонь, и котелок нарисованными на куске холста?
Буратино: В каморке моего папы Карло.
Карабас: Твой отец-Карло! Так значит, это в каморке старого Карло находится потайная…
Королева Книга: Ребята! Я надеюсь, что вам понравилась эта книга, и вы ее обязательно прочитаете. Я опять слышу чьи-то шаги. Кто-то идет сюда. Спрячусь-ка я опять и посмотрю, кто это.
( Появляется Доктор Айболит)
Доктор Айболит: Я Доктор Айболит. Лечу не только ребят и зверят, но и книжки тоже. Да-да, не удивляйтесь. Книжки тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют. Эти терпеливые пациенты не плачут, не стонут, не жалуются, но они стареют: как-то незаметно начинают желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. И вот тут на помощь прихожу я и мои помощники. Мы подклеиваем книжку, расправляем ей странички, делаем новый корешок. А чтобы книжки не были на вас, читателей, в обиде, нужно запомнить несколько правил. Повторяйте их за мной. Зайчики, мои помощники, расскажут вам несколько правил:
" берите книгу только чистыми руками;
" не перегибайте книгу: от этого выпадают страницы;
" не кладите в книгу карандаши и другие предметы: от этого рвется переплет;
" не загибайте страницы - пользуйтесь закладкой;
" не читайте книгу во время еды.
Королева Книга: Спасибо тебе, Доктор Айболит. А вы, ребята, запомните эти правила, и не забывайте их выполнять. А сейчас…
Человек рассеянный вбегая в библиотеку :
Не пойму, куда попал!
Это пристань иль вокзал?
Королева Книга:
Нет, не пристань, не вокзал -
Это наш читальный зал.
Ребята, из какой книги прибыл этот герой? (Ответы детей)
Королева Книга:
Опоздает такой на урок-
Вместо школы пойдет на каток.
Опоздает такой на Луну-
Вместо неба пойдет он ко дну.
С.Я.Маршак " Вот какой рассеянный"
Глубокоуважаемый
Вагоноуважаетый
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить.
Королева Книга: Нет, дружок, вокзай у трамвала остановить нельзя. Полезай - кА ты обратно в свою книгу.
(Появляется старуха Шапокляк).
Шапокляк:
Здравствуйте, мои дорогие! Здравствуйте, мои милые девочки- вертелочки и мальчишки-кочерыжки! Что, узнали меня? Правильно - правильно, это я. Это я Ваша любимая бабушка, бабулечка, бабусенька Шапокляк. Ну, как дела? Как учитесь? Хорошо? Вот и плохо. Я не люблю тех, кто учится. Мои любимчики - самые примерные хулиганы, самые отличные двоечники. Вот с кого надо брать пример! А то мало у меня настоящих учеников, мало ребят, которые умеют красиво делать всякие пакости. Я знаю, кто вам нравится, с кого вы берете пример: с Вини - Пуха, с Красной Шапочки и этих самых главных моих врагов - Чебурашки и его друга Гены.
( Слышится песня разбойников, появляются Трус, Балбес, Бывалый.)
Вот это и есть мои миленькие тихонькие разбойники. Сейчас я им устрою прверку на храбрость.
Эй вы, что у меня в руках? (показывает крысу.)
Бывалый: Крыса.
Трус: Лариса…
Шапокляк: Правильно. Держите! (Кидает крысу разбойникам.)
Разбойники: -Ой!
-Караул!
-Мамочка!
Шапокляк: Это же не настоящая крыса. Моя Лариса в командировке. На мышей охотится. А это игрушка из поролона. Вы хоть знаете, что такое поролон?
Бывалый: Конечно. Это даже Трус знает.
Трус: Да. Поролон - это тот, кого в Древнем Египте в гробницу клали. Так и называется - гробница Поролона.
Шапокляк: Какой стыд! Поролон спутать с фараоном. Вы хоть в школе-то учились?
Балбес: А как же, в третьем классе три года отсидел.
Шапокляк: Что делают здесь эти ребятишки? Зачем они сюда пришли?
Королева Книга: Сегодня я их записываю в библиотеку
Ребята, не дадим бабуле испортить нам праздник!(Старухе Шапокляк) Мы знаем, что ты не любишь читать, а ведь есть столько интересных книг. Ребята, подружимся с нашей героиней? Запишем бабушку в библиотеку? Пусть и она читает книги. Ведь читая, мы становимся умнее, добрее, сильнее.
Шапокляк: Ни - за -что! Незачем мне читать. Я и так умная. Вон пусть Трус читает. Не знает даже, что такое поролон и фараон.
Королева Книга: Дааа…Стыдно не знать. Вот если не будете читать, то станете как Незнайка из книги Н.Носова "Приключения Незнайки".
Шапокляк: А кто это такой Незнайка! С чем его едят!
(Появляется Незнайка. Играет музыка).
Незнайка: Кто это про меня ничего не знает. Я торопился, бежал, чтобы не опоздать, а тут говорят, что про меня ничего не знают! Это ты, что ли про меня не знаешь? Темнота!
Шапокляк: Темнота не темнота, а тебя я не припомню. Может напомнишь, чем же ты так знаменит. А мы тут с друзьями посидим и послушаем
Незнайка: Я ведь знаменитый поэт. Вот ребята об этом знают. Я сочинил стихотворение про Знайку, про Торопыжку, про Авоську.
Шапокляк: Нет, мы никогда об этом не слыхали, не видали, не читали.
Незнайка: Как же так!? Я думал про меня все всё знают.
Королева Книга: Не огорчайся, Незнайка. Мы сейчас покажем отрывок из этой книги, и всем сразу захочется про тебя прочитать. Старик Хоттабыч, помоги, пожалуйста.
Старик Хоттабыч: Твои слова для меня закон, о Прекрасная королева ибн Книга. Трах ти дох, ти би дох!
Сценка
"Как Незнайка сочинил стихи".
После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по - настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком.
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
-Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
-А у тебя способности есть? - спросил Цветик.
-Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.
-Это надо проверить, - сказал Цветик. - Ты знаешь, что такое рифма?
-Рифма? Нет, не знаю.
-Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?
- Понял.
-Ну, скажи рифму на слово "палка".
-Селёдка, - ответил Незнайка.
-Какая же это рифма: палка - селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
-Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
-Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получилось складно. Вот послушай: палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка.
-Понял, понял! - закричал Незнайка. - Палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!
-Ну, придумай рифму на слово "пакля", - сказал Цветик.
-Шмакля, - ответил Незнайка.
-Какая шмакля! - удивился Цветик. - Разве есть такое слово?
-А разве нет?
-Конечно, нет.
-Ну, тогда рвакля.
-Что это за рвакля такая? - снова удивился Цветик.
-Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, - объяснил Незнайка.
-Врёшь ты всё, - сказал Цветик, - такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.
-А если я не могу подобрать другого слова?
-Значит, у тебя нет способности к поэзии.
-Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, - ответил Незнайка.
-Сейчас, - согласился Цветик.
Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав всё это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:
-Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля… - Он долго так бормотал, потом сказал: - Тьфу! Что это за слово? Это какое - то слово, на которое нет рифмы.
-Ну вот! Сам задает такие слова, на которое нет рифмы, а еще говорит, что я неспособный.
-Ну способный, способный, только отстань! У меня голова разболелась. Сочиняй сам. А я пошёл.
-Вот и сочиню. Ага, сначала про Знайку, Торопыжку, Авоську.
Знайка шел гулять на речку
Перепрыгнул через свечку!
Торопыжка был голодный
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка!
-Ой, как здорово! Я настоящий поэт. Побегу, обрадую своих друзей.
Королева Книга: Ребята! А вот обрадуются ребята или нет, вы узнаете, прочитав эту интересную книгу.
(Раздается стук в дверь).
Королева Книга: У нас, кажется, опять гости. Кто же это может быть?
Красная шапочка: Здравствуйте! Я не опоздала на праздник? Спрашивать, знают ли меня ребята, я не буду, потому что уверена, в зале нет ни одного человека, кто бы про меня не знал.
Королева Книга: Мы сейчас это проверим. Ребята, из какой книги эта маленькая красивая девочка?
(Ш.Перро "Красная шапочка").
Старик Хоттабыч:А что тебя сюда привело, о красивейшее создание. Если, конечно же, это не секрет.
Красная шапочка: Нет, дедушка, не секрет. Шла я лесом к своей бабушке и нашла кем-то потерянные вещи. Помогите мне вернуть их в сказки.
(показывает предметы, а дети называют из какой это сказки).
( золотой ключик, туфелька, сапоги, ореховая кроватка, гармошка, золотое яичко, ступа и метла)
Королева Книга: Спасибо тебе, Красная шапочка. Дорогие ребята, я еще раз убедилась, что вы любите читать и знаете очень много сказок. Нам, наверное, надо прощаться. Старик Хоттабыч, а вы что - нибудь не хотите сказать?
Старик Хоттабыч: Э-э-э, мои любимые отроки, прекрасные дамы. Хочу на прощание еще одного сказочного героя позвать. У него есть, что вам сказать. Трах ти би дох,ти би дох!
(Звучит музыка "Кабы не было зимы").
Заходит Почтальон Печкин.
Печкин: Добрый день, дорогие друзья! А я принес вам письмо. Вот только не знаю от кого оно. Может, вы мне поможете понять. Хотите прочитать?
(Читают письмо)
1. Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут другие читатели;
2. Не пишите на меня ни ручкой, ни карандашом - это так некрасиво;
3. Если вы закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть;
4. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что влажность мне вредна;
5. Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам быть счастливыми и радостными
Печкин: Ну как, узнали от кого это письмо?
Королева Книга: Почтальон Печкин. Дорогой мой. Да ведь это же мое письмо. Я его написала ребятам и давным-давно его отправила. Почему же оно так долго шло?
Печкин: Оно не долго шло! Просто я его не приносил. Хотел дождаться этого праздника, что бы лично прочитать его ребятам.
Королева Книга: Спасибо тебе. Ребята! На этом наш праздник закончен. Я думаю, что сегодня я приобрела себе много друзей и надеюсь, что каждое посещение моей библиотеки станет для вас праздником. А я всегда буду встречать с радостью и улыбкой.
(Звучит песня о дружбе)